Арбитражные суды города Москвы и Суд по интеллектуальным правам вынесли неоднозначные, скажем так, судебные акты по делу о сериале «Солдаты. Снова в строю».
В восемнадцатой серии семнадцатого сезона герои этого сериала носились с книжкой Л.Н. Толстого «Анна Каренина»:
- Это Вам «Анна Каренина!»,
- Это о том, где замужняя женщина под поезд сиганула?
- Коллекционное издание, дорогой подарок!
- Не могу принять: вы, мужчины, как думаете, если подарок приняли, то можно стирать, убирать, готовить...
Суды решили, что книга есть «сюжетообразующий объект», а автор дизайна обложки книги должен быть признан соавтором восемнадцатой серии семнадцатого сезона, чьё произведение (дизайн обложки) было использовано в фильме без его согласия.
И так теперь, наверное, будет в отношении каждого фильма. Например: в фильме «Угнать за 60 секунд» «сюжетообразующим объектом» является Форд Мустанг Шелби, автор дизайна которого может претендовать на авторство кинофильма, фильм «Карты, деньги, два ствола» нарушает исключительные права английского «ганмейкера» James Purdey & Sons, Ltd. и так далее.
Ошибка судов заключается в игнорировании свободы слова.
В нашем понимании «свобода слова» - это понятие чисто политическое, когда, как шутили в советское время, каждый мог выйти на Красную площадь, и заявить, что собаку Рейгана зовут Рональд.
В остальном мире, где свобода охватывает, в том числе, свободу самовыражения и свободу творчества, в соответствии с которой любой творческий или креативный, как это сейчас принято называть, человек волен создать свое произведение, в основу которого может быть положена и суета вокруг книги Льва Толстого, и попытка угнать Форд Мустанг.
Однако такая свобода слова или творчества, неважно, как её называть, не должна быть ограничена необходимостью получать согласие у автора «сюжетообразующего объекта», за исключением, конечно, производных произведений (фильм по книге, игра по фильму, перевод книги и пр.).
Несложно обнаружить, что в случае с солдатами и Анной Карениной о производном произведении никто и не заикался.